«Сувенир»

Данная программа реализуется на базе МАУ ДО «Горский». К занятиям в объединение привлекаются дети и подростки разных социальных категорий, с изначально неодинаковыми индивидуальными способностями и художественными данными. Программа направлена на организацию свободного времени, с целью получения дополнительного образования, через развитие художественно-творческих способностей, а также создаст условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и успешной социализации. Программа разработана в соответствии
  • — с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.»;
  • — Концепцией развития дополнительного образования;
  • — Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области дополнительного образования;
  • — Программой развития Муниципального автономного учреждения дополнительного образования Центра детского отдыха, оздоровления и туризма «Горский» муниципального района Кушнаренковский район РБ на 2017-2020 гг.

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников и школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Актуальность программы

Воспитание детей, каким бы образом оно не происходило, до последней капли должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка, а также о его психологическом благополучии. Искусство, творчество позволяет воздействовать на все компоненты здоровья и может быть средством их регулирования. Общественное значение имеет не только результат творческой деятельности, но и сам процесс творчества; творческий человек более ценен для общества, нежели безынициативный исполнитель. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытались вязать, вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно, формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность. Ребенок, творящий своими руками и окруженный добрым, чутким и уважительным отношением, основанным на вере в его потенциальные возможности, крепнет умом и богатеет душой, а значит, способен творить с большим вдохновением и глубиной. В этом и состоит огромное педагогическое значение приобщения детей к занятию декоративно-прикладным творчеством. А еще, как правило, при творческом подходе вещь, сделанная своими руками, получается индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. На занятиях в кружке декоративно-прикладным творчеством ребята сделают своими руками то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме их создателя, вложив в изделие частичку своего сердца. Индивидуальность очень важна в эпоху стандартов, глобализации и стремления культуры к упрощению потребностей человека, особенно это важно в подростковый период, в период идентификации, самоопределения. Ребенок, овладев дополнительными способностями, получает опору во внешней среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых. Этому может способствовать участие детей в фестивалях, конкурсах, выставках не только своего района, но и регионов России. Приобщение к ручному труду важно и с другой точки зрения. В силу прогресса, ручной труд уходит из нашей жизни. Массовый поток и легкая доступность вещей формирует потребителя. Научиться уважать людей труда, бережно относиться к рукотворному, к старинным традициям мастеров можно только через свой собственный труд. Кроме того, занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры может повлиять на самоопределение ребенка в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Дети с интересом включаются в разные виды труда, которые не требуют дорогостоящего оборудования, сырья, но при этом разнообразны, содержат элементы творчества, что приближает их к прикладному искусству. Привлекает и то, что они дают возможность детям пройти весь трудовой процесс от начала до изготовления конечного продукта, а также свободу в выборе вида деятельности. Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство. Для того чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, картины, вышитые крестом, или корзинки и панно, сплетенные из бумаги. Система эстетического воздействия на личность осуществляется через искусство, которое должно проникать во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни, нравственности, интеллекте, эстетических свойствах личности. Именно декоративно-прикладное искусство даёт возможность ребёнку систематически развивать органы чувств и творческие способности, расширять возможности наслаждаться красотой и создавать её. Обучающийся вводится в мир прекрасного, ему показывается, что можно заимствовать у природы и внести в быт, сделав интерьер квартиры, одежду неповторимыми.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр детского отдыха, оздоровления и туризма "Горский" муниципальный район Кушнаренковский район РБ © 2020